Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Содержание
Общие положения
1. Целевой раздел адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР
1.1. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1.)
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
1.2.
основной образовательной программы начального общего образования
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО
2.
Содержательный
раздел адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
2.2.
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся
2.3.
при получении начального общего образования
2.4.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
2.5.
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
3.
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. План внеурочной деятельности
3.4.
Система специальных условий реализации адаптированной основной
образовательной программы НОО

3
5
5
7
9
10
12
12
12
12
12
13
13
18
18
19
19
19

Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) начального
общего образования (далее - НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом
особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (далее - АООП НОО ТНР)
разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (в послед. ред.), федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 N
1598 (далее - ФГОС НОО ОВЗ), с учетом примерной адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1) от 03.04.2015 г. (далее - ПАООП НОО ТНР).
В АООП НОО ТНР отражены требования Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования от 30.08.2013 г. № 1015 (в ред. от 17.07.2015 г.), учтены Методические
рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК- 452/07),
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 г. № 26).
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предполагает, что обучающийся с ТНР
получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в
их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку
на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает
учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным
развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского
самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли
репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно- ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется
как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство
компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного
уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные
компоненты(фонетический,
лексический,
грамматический,
семантический),
тесно
взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционноразвивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения предметными и метапредметными действиями;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционноразвивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной,
регулятивной,
контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

1. Целевой раздел
1.1.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1.)
Цель реализации — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
•
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ТНР;
•
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ТНР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
•
становление и развитие личности обучающегося с ТНР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
•
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР;
•
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
•
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
•
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ТНР через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно- оздоровительной
работы, организацию художественного творчества, проведении спортивных, творческих
конкурсов и соревнований;
•
использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
•
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
•
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
•
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития
различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.),
у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения
и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и

требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое
сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных
классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
АООП НОО ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО ТНР, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную записку;
•
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
•
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов в соответствии к ФГОС НОО ОВЗ:
•
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся в
соответствии с к ФГОС НОО ОВЗ;
•
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
•
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;
•
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
•
программу коррекционной работы (конкретизируется для каждого обучающегося
в приложении к АООП НОО ТНР);
•
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО ТНР.
Организационный раздел включает:
•
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности;
•
систему специальных условий реализации АООП НОО ТНР в соответствии с
требованиями ФГОС НОО ОВЗ (конкретизируется для каждого обучающегося в приложении к
АООП НОО ТНР).
Разработанная АООП НОО ТНР обеспечивает достижение обучающимися результатов
освоения АООП НОО ТНР в соответствии с требованиями, установленными
ФГОС НОО ОВЗ.
Содержание АООП НОО может быть скорректировано (изменено/ дополнено) в связи с
изменением/изданием новых нормативно-правовых документов, изменениями в системе условий,
имеющихся в МАОУ СОШ № 50, изменениями образовательных запросов родителей (законных
представителей) обучающихся.
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного
варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на
другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения
АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей
(законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена
в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного
языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность
к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что
негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической
стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования
отдельных компонентов фонетического строя речи
(например,
только
звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова).Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-- фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звуко-слоговой структуры слова проявляются в различных
вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду
с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря
на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия
некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны
использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по
значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных
связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются
с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, обучающиеся затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных
слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по

русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково.
С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей
жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в
основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения
чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении
и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР, относятся:
-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед
началом обучения в школе;преемственность содержания и методов дошкольного и школьного
образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление
отклонений речевого и личностного развития;
-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего
или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так
и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
-получение
комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной

деятельности, соматического здоровья;
-возможность адаптации основной образовательной программы начального общего
образования при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом
необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков
учащихся;
-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ТНР;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя
из механизма речевого дефекта;
-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые
процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального
расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения
умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
-психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
В удовлетворении образовательных потребностей обучающихся с ТНР в течение периода
освоения АООП НОО ТНР принимают участие: администрация ОУ, педагоги, родители
обучающихся; также к этой деятельности могут привлекаться (по решению и желанию родителей,
в том числе - по рекомендации педагогов ОУ) узкие специалисты в области образования,
здравоохранения.
Учет и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ТНР осуществляется в
урочной и внеурочной деятельности, на курсах коррекционно- развивающей области в ОУ и вне
его (консультационные центры, развивающие центры, организации дополнительного
образования).
1.2.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО, совпадают с результатами освоения ООП НОО,
реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы
коррекционной работы
Результаты коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и
профилактике нарушений чтения и письма:

отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное
произнесение звука;
умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;
умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения,
интонационной
интенсивности;
минимизация
фонологического
дефицита
(умение
дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно- акустическим
признакам);
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на
уровне
предложения и слова;
практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя
речи;
сформированность лексической системности;
умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции,
выполняющей коммуникативную функцию;
сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней,
обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами
чтения и письма);
позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в
коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Результаты овладения социальной компетенцией:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что
можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно
выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение
принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и
определений для обозначения возникшей проблемы;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве
домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой
опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои
речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение
договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка
участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и
определений для участия в подготовке и проведении праздника;

овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с
коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному
использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и
аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в
различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений,
обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение
устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка
и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие
активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в
развитии познавательной функции речи;
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе,
незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах
социального взаимодействия;
овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать
принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в
процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции
речи.

1.3.
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ТНР АООП
НОО ТНР (кроме Программы коррекционной работы) соответствует ФГОС НОО, совпадает по
содержанию с ООП НОО, реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных
предметов № 122.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП
НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе

итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП
НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку
достижения обучающимся планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области).
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение уровня
речевого развития, оптимального для обучающегося с ТНР при реализации вариативных форм
логопедического воздействия с сохранением базового объема знаний и умений в области
общеобразовательной подготовки.
2. Содержательный раздел
2.1.

Программа формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий соответствует ФГОС
реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122.
2.2.
Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности
Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности соответствует
ФГОС НОО, совпадает по содержанию с ООП НОО, реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов № 122.
Рабочие программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
начального общего образования для обучающихся с ТНР являются составной частью АООП НОО
ТНР (вариант 5.1) МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122,
составлены на основе требований ФГОС НОО ОВЗ, требований к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения АООП НОО ТНР и программы формирования универсальных
учебных действий с учетом ПАООП НОО (вариант 5.1).
2.3. Программа духовно- нравственного воспитания, развития обучающихся с ТНР
при получении начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР, соответствует
ФГОС НОО, совпадает по содержанию с ООП НОО, реализующейся в МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных предметов № 122.

2.4.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,
программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО, совпадает по содержанию с ООП
НОО, реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122.

2.5.

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы для обучающихся с ТНР разработана в соответствии с
требованиями ФГОС НОО ОВЗ, является основой разработки Индивидуальной программы
коррекционной работы для конкретного ребенка (с учётом особенностей его психического
развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК)).
Программа коррекционной работы (далее - Программа) направлена на создание системы
комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении АООП НОО, на коррекцию недостатков в
речевом развитии обучающихся, на их социальную адаптацию.
Цель программы - создание условий для разностороннего, полноценного развития
обучающегося с ТНР, формирование у него творческих способностей до уровня,
соответствующего его возрастным, индивидуально-личностным особенностям, особым
образовательным потребностям и требованиям современного общества, при опоре на принцип
амплификации (обогащения) речевого развития обучающегося.
Задачи:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР;
осуществлениеиндивидуально-ориентированного
психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ТНР с учётом их особых образовательных
потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ТНР АООП НОО ТНР;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ТНР;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ТНР.
Основные направления в коррекционной работе Психологическое направление
1.
Определение актуального уровня когнитивного развития ребенка, определение зоны
ближайшего развития.
2.
Выявление особенностей эмоциональной и волевой сфер, личностных особенностей
детей, характера взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
3.
Определение направлений, характера и сроков коррекционно-развивающей
работы.
4.
Коррекция социальной микросреды, в которой обучается ребенок.
5.
Психологическая помощь учителю и другим специалистам в создании
конструктивного взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ.
6.
Психологическая помощь учителю и другим специалистам в создании
конструктивного взаимодействия с родителями детей инклюзивного класса, который посещает
ребенок с ОВЗ.

7.
Повышение психологической компетентности педагогов, родителей.
8.
Консультирование педагогических работников и родителе обучающихся.
Социально- педагогическое направление
1.
Осуществление контроля за соблюдением прав ребенка.
2.
На основе социально-педагогической диагностики выявление потребности ребенка
и его семьи в сфере социальной поддержки.
3.
Определение направлений помощи в адаптации ребенка в школе.
4.
Сбор информации о «внешних» ресурсах.
5.
Установление взаимодействия с учреждениями-партнерами в области социальной
поддержки.
6.
Оказание помощи родителям ребенка с ОВЗ по адаптации в школьном сообществе,
в среде других родителей.
Логопедическое направление
1.
Работа над базовыми психическими процессами, обеспечивающими речевую
деятельность: восприятием различной модальности, пространственной ориентировкой, памятью,
вниманием, понятийным мышлением, произвольной регуляцией деятельности.
2.
Развитие моторной сферы (общего, мелкого, артикуляционного праксиса).
3.
Формирование полноценных фонематических процессов.
4.
Обучение нормативному/компенсаторному звукопроизношению.
5.
Совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств
общения.
6.
Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
7.
Формирование навыков правильного произношения слов сложной слоговой
структуры.
8.
Уточнение и конкретизация имеющегося словарного запаса: формирование умения
адекватно использовать лексические единицы в самостоятельной речи.
9.
Обогащение словарного запаса: как путем накопления новых слов, являющихся
различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами
словообразования.
10.
Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем
овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций.
11.
Системная работа по предупреждению и преодолению дислексии, дисграфии,
дизорфографии.
12.
Формирование умений и навыков построения связного устного и письменного
высказывания.
13.
Совершенствование навыков речевой коммуникации.
14.
Развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы: целеполагание,
планирование, прогнозирование деятельности, контроль и самоконтроль, оценивание и
самооценивание, саморегуляция.
Дефектологическое направление
1.
Проведение диагностического обследования детей с ОВЗ, а также детей,
испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы.
2.
Выявление отношения обучающихся к учебной работе, характер учебной
мотивации.
3.
Определение восприимчивости обучающихся к помощи, виды помощи

(стимулирующая, направляющая, обучающая, способность переноса на аналогичные задания).
4.
Осуществление коррекционно-развивающей работы, способствующей:
умственному развитию детей с трудностями обучения;
формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин;
развитию универсальных учебных действий.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности, при
изучении предметов учебного плана, курсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ТНР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в
освоении АООП НОО в целом.
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя
взаимосвязанные модули. Данные модули отражают перечень, основное содержание, план
реализации коррекционно - развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР и освоение ими АООП НОО ТНР, а также
систему комплексного сопровождения обучающихся с ТНР в условиях МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных предметов №122, включающую психолого - медико педагогическое обследование обучающихся с ТНР с целью выявления у них особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП
НОО ТНР, механизм взаимодействия различных специалистов, который обеспечивается в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Программа коррекционной работы в структуре АООП НОО включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают основное содержание деятельности специалистов
образовательного учреждения:

Субъекты
реализации
коррекционной
работы в школе

Содержание деятельности специалистов.

Заместитель
директора по УВР,
председатель ПМПк



Классный
руководитель










курирует работу по реализации программы;
руководит работой ПМПк;
осуществляет просветительскую деятельность при работе
с родителями детей.
является связующим звеном в комплексной группе
специалистов по организации коррекционной работы с
учащимися;
делает первичный запрос специалистам и дает
первичную информацию о ребенке;
осуществляет индивидуальную коррекционную работу
(педагогическое сопровождение);
консультативная помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения

Учитель-логопед

 осуществляет
работу,
направленную
на
максимальную коррекцию недостатков в развитии у
обучающихся,
осуществляет
обследование
обучающихся, воспитанников;
 определяет структуру и степень выраженности имеющегося у
них нарушения развития;
 комплектует группы для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся, воспитанников;
 проводит групповые и индивидуальные занятия по
исправлению недостатков в развитии, восстановлению
нарушенных функций.

Учитель-дефектолог

 осуществляет
работу,
направленную
на
максимальную коррекцию недостатков в развитии
обучающихся,
осуществляет
обследование
обучающихся, воспитанников;
 определяет структуру и степень выраженности
имеющегося у них нарушения развития;
 комплектует группы для занятий с учетом
психофизического
состояния
обучающихся,
воспитанников;
 проводит групповые и индивидуальные занятия по
исправлению недостатков в развитии, восстановлению
нарушенных функций.

Педагог-психолог










у

изучает личность учащегося и коллектива класса;
анализирует адаптацию ребенка в образовательной среде;
выявляет дезадаптированных учащихся;
изучает взаимоотношения младших школьников со
взрослыми и сверстниками;
подбирает пакет диагностических методик
для
организации п рофилактической и коррекционной работы;
выявляет и развивает интересы, склонности и способности
школьников;
осуществляет психологическую поддержку нуждающихся
в ней подростков;
консультативная помощь семье в вопросах коррекционно развивающего воспитания и обучения

Диагностическая работа включает:
•
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи
(специалисты ПМПк);

•
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации,
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с задержкой
психического развития выявление его резервных возможностей (по плану мониторинга
образовательного учреждения);
•
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации
от учителей, воспитателей и специалистов разного профиля логопедическое, психологическое и
педагогическое представление);
•
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
•
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка
(внесение информации в акт обследования жилищных условий обучающегося);
•
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ТНР;
•
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка осуществляется через школьный психолого-медико- педагогический консилиум;
•
анализ коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
•
выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития
методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;
•
организацию и проведение учителями, специалистами индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
•
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и
коррекцию отклонений в развитии;
•
коррекцию и развитие высших психических функций;
•
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психо- коррекцию
его поведения;
•
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
•
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех участников
образовательного процесса (школьный ПМПк);
•
консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с задержкой психического развития;
•
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ТНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
•
разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с задержкой
психического развития, их родителям
(законным
представителям),
педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с ТНР через различные формы просветительской деятельности
(родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные
материалы, школьный сайт);
•
проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических
чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных консультаций

для педагогов и родителей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно- развивающих занятиях, где
осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ТНР и
оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в
целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ТНР содержания АООП НОО
педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют
структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае
нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и
обучающимися школы (класса) обучающийся с ТНР направляется на комплексное психологомедико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему
обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР осуществляют специалисты:
учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую
профильную подготовку, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.
3. Организационный раздел
3.1.Учебный план
Учебный план (начальное общее образование обучающихся с ТНР) - документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, формы промежуточной
аттестации
обучающихся при получении начального общего образования (1-4 классы).
Учебный план обеспечивает реализацию ФГОС НОО ОВЗ в 1 -4 классах, определяет общий
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей
по годам обучения, являясь основным механизмом реализации АООП НОО ТНР в МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных предметов № 122.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП НОО ТНР определяет ОУ.
Установлена следующая продолжительность учебного года при получении начального общего
образования обучающимися с задержкой психического развития по варианту 5.1. ФГОС НОО
ОВЗ: 1 классы - 33 учебные недели; 2-4 классы - 34 учебные недели.
Учебный год начинается 01 сентября.
АООП НОО ТНР составлена по варианту 5.1, поэтому обязательные предметные области
учебного плана, основные задачи реализации содержания предметных областей, перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, формы промежуточной аттестации, а также перечень учебников, использующихся для
обучающихся с ТНР при получении начального общего образования, соответствуют ФГОС НОО,
совпадают с п.3.1 ООП НОО. МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122
осуществляет образовательную деятельность на русском языке в режиме 5-дневной учебной
недели.
Формы промежуточной аттестации обучающихся

Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными актами.
В период промежуточной аттестации осуществляется выставление отметок за учебный период
(четверть, учебный год) на основании текущих отметок по предмету.
Формы, периодичность мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости
учащихся отражены в локальном акте МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных
предметов № 122 - «Положении о формах, периодичности и порядке, формах контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в журнале (электронном) и дневнике
обучающегося.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на
уровне основного общего образования не более 1350 часов; распределение часов осуществляется
следующим образом: максимальная недельная нагрузка — 10 ч, из них 5 ч отводится на
проведение коррекционно-развивающей работы.
Элементом структуры плана внеурочной деятельности для обучающихся с ТНР является
"Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание
самостоятельно определяется ОУ, исходя из психофизических особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР на основе рекомендаций ПМПК.
Коррекционно-развивающие курсы направлены на обеспечение развития эмоциональноличностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и
целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи,
психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
3.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствует календарному учебному графику,
реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122.
3.3. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО
, совпадает по содержанию с
ООП НОО, реализующейся в МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №
122.
3.4 Система специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО ОВЗ
Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ
(далее - система условий) разработана на основе соответствующих требований ФГОС НОО ОВЗ и
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Система условий учитывает особенности МАОУ СОШ №50.
Система условий, описанных ниже, конкретизируется для каждого обучающегося, является

приложением к АООП НОО ТНР.
Описание имеющихся условий Кадровые условия
На уровне начального общего образования осуществляют образовательную деятельность 15
учителей начальных классов, 4 учителя английского языка, 4 учителя физической культуры, 1
педагог-психолог, 1 учителя-логопеда, 2 учитель изобразительного искусства, 4 заместителя
директора (по учебной деятельности, по воспитательной работе, по научной работе, по
административно-хозяйственной части), 1 директор. Уровень квалификации педагогических
работников, реализующих АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (ТНР), для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ
(ТНР), для каждой занимаемой должности соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические и руководящие работники пришли квалификационную подготовку по вопросу
организации работы с детьми с ОВЗ.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ТНР осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ТНР
общедоступного и бесплатного образования за счет бюджетных средств в МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных предметов №122 осуществляется на основе нормативов,
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансовое
обеспечение соответствует
специфике
кадровых
материально- технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ТНР.
Материально-технические условия (включая учебно-методическое и информационное
обеспечение)
В ОУ соблюдаются:
-требования к организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ТНР: наличие
доступного пространства, которое позволяет воспринимать максимальное количество
сведений через аудио-визуализированные источники,
- доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о школьных правилах
поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования ОУ, расписании
уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе и т.д.;
-требования к организации рабочего места: рабочее место обучающегося с ТНР обеспечивает
возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога;
требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям,
специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:
АООП НОО для обучающихся с ТНР реализуется при использовании базовых учебников для
сверстников без ограничений здоровья, при этом, учитывая особые образовательные
потребности обучающихся с ТНР, применяются специальные приложения и дидактические
материалы на бумажных и
(или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию
Программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО;
обеспеченность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем
предметам АООП НОО ТНР - 100%;
-требования к организации временного режима обучения: временной режим образования

обучающихся с ТНР устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными
нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы МОиН РФ и др.), а также
локальными актами ОУ; организация временного режима обучения детей с ТНР соответствует
их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности;
- требования к техническим средствам обучения (ТСО): необходимые ТСО в наличии (к ТСО
обучающихся с ТНР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся:
компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с
экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для
хранения и переноса информации (USB-накопители));
- требования к информационному обеспечению: в наличии необходимая нормативноправовая база образования обучающихся с ТНР; обеспечен доступ для всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией АООП НОО ТНР,
планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и условиями её
осуществления (в том числе - посредством информационных стендов, сайта ОУ), при этом
обеспечен контролируемый доступ к ресурсам сети Интернет; обеспечена возможность
взаимодействия с участниками образовательных отношений посредством школьного сайта,
электронной почты ОУ. Деятельность ОУ открыта (структура и содержание школьного сайта
соответствуют ст.29 Закона «Об образовании в РФ», требованиям приказа Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785).


Наверх

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

«Подать заявление» либо перейти по прямой ссылке на услугу: https://www.gosuslugi.ru/600426/1/form

           «Проверка очереди в 1 класс» – https://екатеринбург.рф/жителям/образование/proverka-zapisi-v-shkolu)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».