ДООП Апельсин 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 122
Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №____ от_________2023 г.

«Утверждаю»

И.о. директор МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных
предметов № 122
__________________Злоказова А.В.
приказ №____ от «___»______ 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
художественной направленности
«Изостудия «Пилигрим»

Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Кораблева Вера Васильевна,
педагог дополнительного образования
Докучаева Ирина Витальевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург

Пояснительная записка
Программа художественной направленности «Изостудия «Пилигрим», разработана для
детей 7-14 лет. Срок реализации программы 3 года.
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242.
Новизна программы
В программе представлен комплекс занятий с детьми по нетрадиционной
изобразительной деятельности. Программа, способствует развитию нетрадиционных
изобразительных навыков обучающихся в рисовании и аппликации, развитию творческой
активности, оригинальности и индивидуальности. В системе работы наряду с
разнообразными нетрадиционными методами (набрызг, граттаж, монотипия, кляксография
и др.) используются новые и необычные способы нанесения рисунка идущие в ногу со
временем – скетч (быстрый набросок), рисование с эффектом потрескавшегося воска,
ватными палочками. Также используется аппликация из гофрированной бумаги, с
элементами коллажа, техника декупаж, квиллинг, рисование с помощью ладошек,
рисование люминесцентным пластилином, совмещение материалов и техник, все это ново и
оригинально для ребёнка.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными
материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус,
творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов,
используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности,
разнообразием познавательных сведений.
Педагогическая целесообразность
В настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации
детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить
детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного
динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его
проявлениях. На занятиях по программе «Изостудия «Пилигрим» любой ребенок, будучи
носителем любого языка и самых разнообразных культурных традиций, может раскрыть

свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя чтото новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от
образовательного, интеллектуального уровня и национально-культурной принадлежности,
каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и
сил.
Самое важное – это то, что в процессе изготовления творческой работ или поделки,
ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного
восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности,
которые, возможно, он еще не успел открыть.
Ручная работа способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности
центральной нервной системы, что, в свою очередь, совершенствует координацию движений,
совершенствуется моторика рук, образное мышление, речевой аппарат, усидчивость,
терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В процессе
систематического труда, руки приобретают уверенность, движения становятся точными, а
пальцы становятся гибкими. Все это важно для самоактуализации творческого потенциала и
самореализации ребенка в школьной учебной деятельности.
Изученные техники декоративно - прикладного творчества, а так же приобретённые
навыки и умения, переданные педагогом, непременно пригодятся ему в жизни, какую бы
профессию он не выбрал. Ведь творческий подход к любому делу – залог успеха.
Цель программы - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся,
постижение детьми возможностей различных художественных материалов, дающие
возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Задачи программы:
- Сформировать интерес к основам изобразительной грамоты и их активное творческое
развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка, в процессе занятий изобразительной
деятельностью произойдёт приобщение к достижениям мировой художественной культуры.
­ Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо.
­ Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
­ Обучать соединять в одном изображении различные материалы для получения
выразительности образа.
­ Формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость. Основы
самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность.
Отличительные особенности данной программы. На занятиях, дети неограниченны
в возможностях выражать в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование разных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях
цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают
художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через
ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Такие встречи с прекрасным
превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи
разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и
творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей и разновозрастности группы, развитие
творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому мы даем
возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость
творческого созидания. Все темы, входящие в программу, варьируются с учётом интересов и
по принципу постепенного усложнения материала.
Возрастные особенности детей участвующих в реализации программы.

Дети 7 - 8 лет.
Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и
поведения. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов;
систематизируются представления детей, полученные ранее. Младший школьник способен
вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Дети 8-11 лет
В возрасте 8-11 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии
ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и развивается
при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов
планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Наряду
с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого
составляет оперирование понятиями.
Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию,
образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым.
Дети 11-14 лет.
В период от 11 - 14 лет ребенок интенсивно растет и развивается, поэтому творческое,
эстетическое развитие и воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Средний школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и
социального развития ребенка. Данный возраст по своему психологическому содержанию
является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Мышление все больше
становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают
большую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе
и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности
действий.
Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в творческой
деятельности.
Значительное место в понятии «Я», растущего ребенка занимает образ тела и его
внешность, либо адекватно высокая, либо явно заниженная самооценка, с выраженной
неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основная цель развития - «Я»,
заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки,
мотивации и поощрения.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на три года
В год по 72 часа, 36 учебных недель.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Уровень программы базовый (предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы).
П

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с
компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
д) навыки трудовой деятельности (аккуратность, бережливость, трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей.
Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
•Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии. Основой для формирования этих действий служит
соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога.
•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
•Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять
творческие задания.
•Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
•Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
•Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Способы проверки результатов освоения программы
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения
знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения

мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по
индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки детских работ.
Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года: на протяжении
первых недель проводится опрос обучающихся, в котором теоретически и практически
выявляются все компетенции, которыми владели дети до начала занятий в объединении.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля
являются коллективные работы. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы,
либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц, полугодие/.
Третий этап мониторинга проводится в конце учебного года, где выявляются те знания
и умения, которые обучающиеся приобрели за время обучения в объединении, и одной из
форм мониторинга является выставочная деятельность, а так же подведение итогов всех
конкурсов, в которых участвовали подопечные.
Календарный учебный график
Для групп первого года обучения:
С 02.09.2023г. по 31.05.2024г. –реализация ДООП МАОУ СОШ № 122
Для групп второго года обучения:
С 02.09.2023г. по 31.05.2024г. –реализация ДООП МАОУ СОШ № 122.
Для групп второго года обучения:
С 02.09.2023г. по 31.05.2024г. –реализация ДООП МАОУ СОШ № 122.
В конце каждой темы – текущая аттестация обучающихся
С 31.12.2023 г. по 09.01.2024г. новогодние каникулы
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п/п

Наименование разделов и тем

1
1.1

Введение в программу
Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения
Смысл рисования. С чего нужно учиться
рисовать.
Живопись
Цветоведение. Цветовые оттенки основных
цветов.
Королева
Кисточка
и
волшебные
превращения красок.
Праздник тёплых и холодных цветов
Твоё настроение. Рисуем дождь.
Хоровод лесных растений
Рисунок
Волшебная линия
Композиция. Выделение композиционного
цеетра
Создаём красивые узоры из точек.
Пятно. Удивительные узоры на крыльях у

1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4

Теор

Количество часов
Практ.
Всего
1
-

3
1

4
1

1

1

2

4
1

16
4

20
5

1

1

2

1
1
5
1
1

3
2
6
9
1
1

4
2
7
14
2
2

1
1

1
1

2
2

Форма
контроля
Текущий

Текущий

3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5
5.1
5.2
6

бабочек
Форма. Мои любимые игрушки
Форма.
«Построй сказочный город»
Декоративное рисование
Мир полон украшений. Как мазками
нарисовать простые по форме цветы.
На солнечной опушке. Рисуем солнце,
солнечные лучи.
Декоративные узоры
Орнамент
Сказочная рыбка.
Птицы – наши друзья. Учимся рисовать
птиц.
Весёлый зоопарк. Учимся рисовать
животных
Выразительные средства графических
материалов
Цветные карандаши. Цвет радости и цвет
печали
Пастель. Урок – фантазия. Удивительная
страна
Урок любования. Итоговое занятие
Итого

1
1

1
1

2
2

7
1

19
3

1

1

2

1
1
1
1

1
1
3
4

2
2
4
5

1

4

5

2

6

8

1

2

3

1

2

3

-

4

4

19

51

72

26
4

Текущий

Текущий

Выставка
работ

Задачи на 1-й год обучения
- Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной
характеристики.
- Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
- Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
- Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный,
желтый, синий цвета и их смеси).
- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
- Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать
налепы, заглаживать поверхность).
- Умение отличать технику исполнения.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.
Раздел 2. Живопись

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания
цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли
и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и
мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями.
Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрихдождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы
Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных
цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза,
снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные.
Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов
(чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка»,
«Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4 Твоё настроение. Рисуем дождь.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность
как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой
или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при
добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Работа с акварелью, гуашью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый,
хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Выделение композиционного центра.
Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание
карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие,
большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание

изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с
использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности,
размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными
способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на
друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
Тема 3.5 Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы
и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые
игрушки».
Раздел 4. Декоративное рисование
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Мир полон украшений
Рисование простых цветов
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок»,
«Образ из пятна».
Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения
мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность
изображения.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни»,
«Сказочное солнце».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры
на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие
узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые
змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание
с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и
геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказка
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от
эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир»,
«Добрая сказка».
Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте»,
«Сказочная птица».
Тема 4.7. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных.
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные
образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и
грустные, простые и загадочные.
Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета
путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна
Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка
пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной
бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и
бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе»,
«Сказочный герой».
Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Оценивание по итогам первого года обучения
По итогам первого года обучения обучающиеся должны знать:
• основные и дополнительные цвета;
• цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
• понятие симметрии;
• контрасты форм;
• свойства красок и графических материалов;
• азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
• основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
По итогам первого года обучения обучающиеся должны уметь:
• смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
Получат развитие общеучебных умений и личностных качеств:
• умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих силах.
Задачи на 2 –ой год обучения
- Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой),
привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
- Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
- Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной
характеристики.
- Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
- Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом
сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
- Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия,
композиция.

Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

27
1

Всего
44
2

Натюрморт «Дары осени», акварель

-

2

2

1.3

Теплые и холодные цвета. «Дворец Снежной королевы»

1

1

2

1.4

«Портрет Снегурочки», гуашь

1

1

2

1.5

Основные и дополнительные цвета.

1

1

2

1.6

Основные сочетания в природе. Зарисовки с натуры
«Осенние листья», акварель

1

1

2

1.7

Основные сочетания в природе. Зарисовки с натуры
«Осенние листья», акварель

1

1

2

1.8

Основы живописи. Цвет – язык живописи. Пишем небо

1

1

2

1.9

«Осенний листопад»

-

2

2

1.10

Приемы изображения воды

1

1

2

1.11

Городской пейзаж, эскиз

1

3

4

1.12

Городской пейзаж, гуашь

-

2

2

1.13

Основы композиции. Ритм

1

1

2

1.14

Симметрия

1

1

2

1.15

Асимметрия

1

1

2

1.16

Уравновешенная композиция

1

1

2

1.17

Иллюстрирование литературных произведений. Обложка

1

1

2

1.18

Иллюстрация, «Сорока-белобока»

1

1

2

1.19

Иллюстрация, «Петушок-золотой гребешок»

1

1

2

1.20

Монотипия. Заготовка основы

1

1

2

1.21

Монотипия, творческие композиции с применением
приемов монотипии

-

2

2

1.
1.1

Основы художественной грамоты.
Свойства живописных материалов. «Дары осени», эскиз

1.2

Теор.
17

Прак.

2. Графика.

13

15

28

2.1

Художественные материалы. Пейзаж, пастель

1

1

2

2.2

Основы рисунка. Роль рисунка в творческой
деятельности

1

1

2

1

1

1

2.3

Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно,
2.4 точка
2.5

0,5

Свойства карандаша, тон

1,5

1

2.6 «Рисуем зебру», восковые карандаши

0,5

2
1

1,5

2
2

2.7 Рисунок как основа графики. «Листочки и веточки»

1

1

2

2.8 Способы изображения деревьев

1

1

2

2.9 Натюрморт, эскиз

1

1

2

2.10 Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тоновая растяжка

1

1

2

2.11 Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тоновая растяжка

1

1

2

2.12 Гравюра на картоне. Заготовка основы

1

1

2

2.13 Гравюра на картоне, «Терема»

1

1

2

2.14 Прикладная графика. Открытка для мамы. Шаблон

1

1

2

-

4

4

3

Открытка. Поздравление, шрифт.
Итоговое занятие
Итого:

28

42

72

Содержание программы
(второй год обучения)
Раздел 1. Основы художественной грамоты
Тема 1.1. Основы художественной грамоты.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.
Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль».
Тоновая растяжка.
Свойства живописных материалов. «Дары осени», эскиз
Тема 1.2. Натюрморт «Дары осени». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.
Тема 1.3. Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия - огонь. «Дворец Снежной королевы»
Тема 1.4. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция
человеческого тела. «Портрет Снегурочки».
Тема 1.5. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши

Тема 1.6. Основные сочетания в природе. Зарисовки с натуры «Осенние листья», акварель
Тема 1.7. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Пишем небо
Тема 1.8. «Осенний листопад»
Тема 1.9. Приемы изображения воды, акварель
Тема 1.10. Городской пейзаж, эскиз. Организация пространственной среды. Карандаш,
бумага.
Тема 1.11. Городской пейзаж, гуашь
Тема 1.12. 1.13., 1.14., 1.15., Понятия «ритм», «симметрия»,
«асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих
тематических композиций.
Тема 1.16. Иллюстрирование литературных произведений. Обложка. Свободный выбор тем
и материалов для исполнения.
Тема 1.17. Иллюстрация, «Сорока-белобока». Понятия «сказочная» и
«реальная»
иллюстрация. Прием «от пятна».
Тема 1.18. Иллюстрация, «Петушок-золотой гребешок».
Тема 1.19. Монотипия. Заготовка основы. Цвет как выразитель настроения.
Тема 1.20. Монотипия, творческие композиции с применением приемов монотипии. «Город»
- цветовой фон в технике монотипии.
Раздел 2. Графика
Тема 2.1. Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо –
ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Пейзаж, пастель
Тема 2.2. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на
выполнение линий разного характера.
Тема 2.3. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Тема 2.4. Свойства карандаша, тон
Тема 2.5. «Рисуем зебру», восковые карандаши
Тема 2.6. Рисунок как основа графики. «Листочки и веточки». Упражнения на выполнение
линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
Тема 2.7. Способы изображения деревьев.
Тема 2.8. Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение
предметов в пространстве.
Тема 2.9. Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тоновая растяжка. Свет и тень – падающая,
собственная.
Тема 2.10. Гравюра на картоне. Заготовка основы. Беседа о русской архитектуре с
использованием иллюстративного материала.
Тема 2.11. Гравюра на картоне, «Терема»
Тема 2.12. Прикладная графика. Открытка для мамы. Шаблон
Тема 2.13. Открытка. Поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
Раздел 3. Итоговое занятие (4ч.)
Оценка эффективности к концу второго года обучения
К концу второго года обучения дети будут знать:
• контрасты цвета;
• гармонию цвета;
• азы композиции (статика, движение);
• пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
• выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

• работать с натуры;
• работать в определённой гамме;
• доводить работу от эскиза до композиции;
• использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
• работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе;
• умение уступать;
• ответственность;
• самокритичность;
• самоконтроль.
Третий год обучения
Задачи на 3-й год обучения
- Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и
сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог,
рассуждения и т.д.
-Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление
выставок.
- Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
- Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов
аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
- Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом
сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
- Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части,
делать налепы, заглаживать поверхность).
е
Учебно-тематический план третьего года обучения
Наименование разделов и тем

Теория

Количество часов
Практика
Всего

1. Основы изобразительной грамоты

10

28

38

1.Композиция. Материалы, инструменты, законы

1

3

4

2.1Графика. Наброски графическими материалами.

0,5

1,5

2

2.2Графика.Натюрморт, предметы и пространство.

0,5

1,5

2

2.3Графика. Осенний натюрморт гуашью.

0,5

1,5

2

2.4Графика.Цвет в графике.

0,5

1,5

2

3.1Цветоведение.Основы цветоведения, цветовой круг.

1

1

2

3.2 Цветоведение. Цвет, как отражение настроения.

0.5

композиции.

1.5

2

3.3 Цветоведение.Небо в искусстве.

0.5

1.5

2

3.4 Цветоведение.Чёрный и белый цвет в живописи.

0.5

1.5

2

3.5 Цветоведение. Иллюстрация стихотворений.

0.5

1.5

2

4.1Монотипия. «Отражение на воде».

0.5

1.5

2

4.2Монотипия. «Зимние забавы» - ритм пятен.

0.5

1.5

2

4.3Монотипия. «Цветы и травы» - сближенные цвета.

0.5

1.5

2

4.4Монотипия. «Скачущая лощадь» - движение и форма.

0.5

1.5

2

5.1 Линейная перспектива. Графика и её материалы.

0.5

1.5

2

5.2 Линейная перспектива. Наброски с натуры.

0.5

1.5

2

1.5

2

5.3 Линейная перспектива. «Бытовой натюрморт»компановка предметов.

0.5

5.4 Линейная перспектива. «Бытовой натюрморт» штриховка.

0.5

1.5

1

15

15

30

6.1Прикладная графика. «Цветы» Композиция в круге.

1

1

2

6.2Прикладная графика. Монохромный эскиз.

1

1

2

6.3Прикладная графика. «Голубая сказка Гжели»

1

1

2

6.4Прикладная графика. «Цветы и травы» Жостово.

1

1

2

6.5Прикладная графика. Композиция в открытке.

1

1

2

7.1Батик.История Батика.

1

1

2

7.2Батик. «Осенние листья» роспись по ткани.

1

1

2

7.3Батик. «Туманный день» интерпретация природы.

1

1

2

7.4Батик. Орнамент в батике.

1

1

2

7.5Батик. Цветы на ткани.

1

1

2

8.1Флористика.История возникновения искусства.

1

1

2

8.2Флористика.Правила композиции в флористике.

1

1

2

8.3Флористика. Образы и чувства в природных формах.

1

1

2

8.4Флористика. «Микромир» Флористика на листе.

1

1

2

8.5Флористика. «Весенний букет» - образ линий.

1

1

2

2

2

4

9.1 Выставки, экскурсии. Пленер –экскурсия в мир

1

1

2

природы.

1

1

2

-

4

4

-

4

4

16

56

72

2. Декоративно – прикладное искусство

3.Выставки, экскурсии

9.2 Выставки, экскурсии. Музеи мира.
4. Итоговое занятие
10.1 Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
Итого:

Содержание программы
Третий год обучения
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты (36 ч.)
Тема 1. Композиция
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест
« Впечатление о лете». Фломастеры.
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному».
Воздушная перспектива.
Форма, структура.
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика.
Группировка элементов. Акварель.
Тема 2. Графика
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой.
Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.
Гуашь, акварель.
Тема 3. Цветоведение
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального
состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Тема 4. Монотипия.
«Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная,
заострённые палочки.
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
« Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые
отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному
материалу, натуральный материал.
« Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
«Улицы моего города».
Тема 5. Линейная перспектива.
Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
. Оформление работ к выставке.
Раздел 2. Декоративно – прикладное искусство (30 ч.)
Тема 6. Прикладная графика
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение
приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».
«Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная
цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.
«Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы.
Творческая работа.
Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя.
Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в
изобразительных элементах.
Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование
знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники
бумажной пластики, кистевой росписи.
Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники.
Индивидуальная творческая работа.
Тема 7. Батик
Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь

с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим
составом.
«Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
«Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без
резерва. Связь с живописью, композицией.
Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над
образом.
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой,
батиком.
Тема 8. Флористика.
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление
главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий.
Раздел 3. Выставки, экскурсии (4 ч.)
Оформление работ, выставки, посещение выставок.
Раздел 4. Итоговое занятие (4ч.)
Оценка эффективности программы к концу 3-го года обучения
К концу третьего года обучения дети будут знать:
• основы линейной перспективы;
• основные законы композиции;
• пропорции фигуры и головы человека;
• различные виды графики;
• основы цветоведения;
• свойства различных художественных материалов;
• основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
• работать в различных жанрах;
• выделять главное в композиции;
• передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
• сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
• строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник);
• критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у обучающихся получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение воспринимать конструктивную критику;
• способность к адекватной самооценке;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели
Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
• Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это,
прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для
детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные
игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом
игры и игровые ситуации.
• Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на
развитие фантазии и воображения.
• Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации
образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором
предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

• После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей
технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель,
тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа
учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог
раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
• Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения
композиции.
• В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия
педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
• Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена
специальным набором игровых приёмов.
• На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную
работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
• Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
• Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку
быстрее освоить основы изобразительного творчества.
• Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить
смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
• Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью,
пастелью, мелками и др.
• Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной,
что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
• Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
• В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки,
образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по
развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания
мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые,
коллективные, имеется возможность их сочетания.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через
беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи
и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное
приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием
искусством.

Преемственность и согласованность данной программы со школьными позволяет
расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения,
которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и
программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей, объединенное общим
содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется
художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей
эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче,
задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От
искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит ИЗО-студия «Пилигрим».
Литература
1. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва
«Педагогическое общество.России», 2004 г.
2. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3. Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
4. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
5. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
6. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
9. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10. Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,
11. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
12. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в
начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора»
1991.
14. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
15. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва
«ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
17. Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва
«Росмэн» 2002.
18. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
19. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», СанктПетербург «Валери СПД» 2008.
20. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21. Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.


Наверх

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

«Подать заявление» либо перейти по прямой ссылке на услугу: https://www.gosuslugi.ru/600426/1/form

           «Проверка очереди в 1 класс» – https://екатеринбург.рф/жителям/образование/proverka-zapisi-v-shkolu)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».