ДООП Юный гитарист 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 122
Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №____ от_________2023 г.

«Утверждаю»

И.о. директора МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных
предметов № 122
____________________Злоказова В.
приказ №____ от «___»______ 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Художественно направленности
«Студия «Юный гитарист»

Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Мартынова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург

Пояснительная записка
Мир музыки, чарующих звуков гитары чрезвычайно привлекателен для детей любого
возраста. Программа «Юный гитарист» относится к художественно – эстетической
направленности разработана для обучающихся 9-17 лет, направлена на создание условий для
музыкально-эстетического развития подростков и их творческой самореализации. Срок
реализации программы 3 года.
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242.
Программа является составительской, разработана на основе программы Э. Пухоль,
«Школа игры на шестиструнной гитаре» и Е. Ларичева, «Самоучитель на шестиструнной
гитаре».
Новизна программы состоит в приоритете изучения истории авторской песни в
России и творчества классических авторов жанра и прикладном значении обучения игре на
гитаре.
Актуальность программы в том, что подростковый возраст чрезвычайно важен для
овладения музыкальной культурой. Система дополнительного образования является
общедоступной, деятельность в ней не является обязательной и предполагает одинаковость
стартовых возможностей для всех. Многие дети хотят научится игре на гитаре. Игра на
музыкальном инструменте позволяет приобщиться к миру духовных ценностей и достичь
ситуации успеха в своей среде.
Педагогическая целесообразность образовательной программы “Юный гитарист”
определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к музыкальной культуре.
Целый ряд специальных заданий и систематических занятий приводят к тому что, дети в
повседневной деятельности используют полученные знания, умения и навыки игры на
гитаре.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Каждый год обучения имеет свои цели и задачи. Учебный материал второго года обучения
последовательно усложняется и является логическим продолжением предыдущего года
обучения.

Цель программы: - развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся,
через обучение игре на гитаре.
Задачи:
- научить настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
- пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
- аккомпанировать с использованием всех изученных способов
- гитарного аккомпанемента с применением приема баррэ;
- обучить игре на гитаре, разбираться в жанрах музыкальной культуры;
− развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, голоса, воображения;
- знакомство с творчеством авторов исполнителей: Высоцкий, Митяев, Цой, Макаревич,
Перевалов.
- развивать творческие способности детей через их самовыражение в музыке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- патриотическое воспитание детей;
- познакомить с бардами Урала.
Отличительные
особенности данной
образовательной
программы
от
уже
существующих в этой области заключаются в том, что (используется интернет..) Специфика
предполагаемой деятельности детей обусловлена (тем, что все знания применяются на
гитаре). А также практические занятия по программе связаны с игрой на гитаре.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса обучающего материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до
17 лет. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование отделов центральной
нервной системы, физическое и психическое развитие в целом. Характерной особенностью
данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических
процессов: внимания, мышления, воображения, памяти и речи. Этот период во многом
предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно
благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм
формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни, где
обучающийся стремится самоутвердиться в различных видах деятельности. В ходе освоения
дополнительной образовательной программы обучаемые приобщаются к творчеству и
приобретают практические навыки работы.
Могут быть выделены возрастные группы: с 9 до 11 лет - младший возраст; с 11 до 14
лет - средний возраст; с 14 до 17 лет - старший возраст.
Первая возрастная категория ещё более восприимчива к окружающей действительности.
Требует более тщательного и детального подхода в подборе материала. Вторая возрастная
категория более готова к самостоятельному творчеству. Третья возрастная категория самая
вулканизующая, на которую и делается акцент.
Сроки реализации образовательной программы
Данная программа рассчитана на три года.
Первый год обучения – (144 часа, 36 учебных недель).
Уровень программы – стартовый (предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы).
Второй и третий годы обучения – (144 часов, 36 учебных недель).
Уровень программы базовый (предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы).
Режим занятий:
1й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

2й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
3й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области ;авторской песни
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных художественных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение жанровым своеобразием и различными приёмами и техниками гитарного
мастерства;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли авторской песни в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление с выразительными средствами авторской песни и освоение некоторых из
них;
в) ознакомление обучающихся с терминологией и жанровой классификацией авторской
песни;
в) первичное ознакомление с отечественной и мировой культурой;
Метапредметные результаты
Поскольку художественно-творческая деятельность неразрывно связана с эстетическим
видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический
контекст. Это довольно
широкий
спектр
понятий, усвоение которых поможет
обучающимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Юный гитарист» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении практических
работ.
• Учиться работать по предложенному педагогом плану.
• Учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
наставника.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии в объединении.
• Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам, жанрам и
т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком музыкального искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме:
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях в объединении и
следовать им.

Способы проверки результатов освоения программы
Входной мониторинг – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень
знаний подростков по данному предмету).
Промежуточный мониторинг в конце учебного года позволяет выявить уровень
полученных знаний и развития обучающихся.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения (позволяет выявить уровень
освоения программы).
Мониторинг проводится по следующим направлениям:
- диагностика коммуникативных навыков и умений (коммуникативные способности,
умение слушать и говорить, коммуникативная толерантность, уровень конфликтности,
уровень творческих способностей).
Формы контроля отслеживают развитие не только умений и навыков, но и духовное,
нравственное, культурное развитие личности подростка, степень его социальной
компетентности. Контроль проводится в форме:
- собеседование;
- выступление на концерте;
- открытых занятиях;
Одной из форм приобщения детей к музыкальному творчеству являются авторские
вечера, фестивали, концерты, встречи;
Контроль позволяет детям, родителям и педагогам увидеть результаты своего труда,
что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Календарный учебный график
Для групп первого, второго и третьего года обучения:
С 02.09.2023 по 31.05.2024 г. –реализация ДООП МАОУ СОШ № 122.
В конце каждой темы – текущая аттестация обучающихся
С 31.12.2023 г. по 09.01.2024 г. новогодние каникулы
С 20.05 2023 г. по 31.05.2024 г. – промежуточная и итоговая аттестация
С 01.06.2023 г. по 31.08.2024 г. – летние каникулы.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
Учебно-тематический план
№

Наименование темы

1
2

Введение в программу
Постановка рук и посадка
гитариста
Звукоизвлечение
Приемы игры на гитаре
Аккорды и их построение
Знакомство с творчеством
авторов и исполнителей
Всего часов

3
4
5
6

1год
обучения
2
8

2год
обучения
2
8

3 год
обучения
3
-

14
40
20
40

14
40
20
40

12
129

144

144

144

Содержание программы
Цель первого года обучения – обучить обучающихся основам игры на гитаре.
Задачи первого года обучения:
- настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
- пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
- аккомпанировать с использованием всех изученных способов; в том числе гитарного
аккомпанемента с применением приема баррэ;
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать и понимать:
- устройство инструмента, и условия его эксплуатации;
- буквенно-цифровое обозначение минорных и мажорных аккордов,
Обладать умениями и навыками:
- настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
- пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
- аккомпанировать с использованием всех изученных способов; в том числе гитарного
аккомпанемента с применением приема баррэ;
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
Наименование темы
1. Введение в программу
1.1. Общие сведения о гитаре

Общее
количество
часов

Из них
теор.

практ.

2

-

Форма
аттестации/
контроля

2
2

Текущий

2. Постановка рук и посадка гитариста

8

2.1. Посадка исполнителя

2

-

2

2.2. Положение гитары

2

-

2

2.3. Постановка правой руки

2

-

2

2.4. Постановка левой руки

2

-

2

3. Звукоизвлечение

10

3.1. Настройка гитары

4

2

2

3.2. Упражнение на открытых струнах

6

2

4

4. Приемы игры на гитаре

20

4.1. Арпеджио

4

2

2

4.2. Прием расгеадо

4

2

2

4.3. Малое баррэ

4

2

2

4.4. Большое баррэ

8

2

6

5. Аккорды и их построение

10

5.1. Буквенное обозначение аккордов

4

4

-

5.2. Виды аккордов

6

2

4

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

6. Знакомство с творчеством авторов и
исполнителей

94

6.1. Творчество Ю. Визбора

30

10

20

6.2. Творчество гр. Кино

30

10

20

6.3. Творчество гр. Машина времени

32

10

22

7. Итоговое занятие
Итого

2

0

2

144

50

94

Отчетный
концерт

Содержание программы
(первый год обучения)
Тема 1. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы. Знакомство с
детьми. Инструктажи по безопасности труда, ПДД и вводный инструктаж на рабочем месте.
Выявление знаний и навыков. Проверка музыкального слуха и чувства ритма.
Тема 1. 1. Общие сведения о гитаре
Теория Гитара – музыкальный инструмент, предназначенный для сольного и ансамблевого
исполнения. Характеристика гитары – щипкового инструмента.
Практика
Тема 1. 2. Составные части гитары
Теория Составные части гитары, их назначение: головка грифа, колки, верхний порожек,
лады, пятка грифа, обечайка, струны, нижняя дека, верхняя дека, подставка, нижний
порожек, корпус (кузов), розетка, гриф.
Практические занятия. Практическое ознакомление с частями
гитары и их назначением.
Тема 2. Постановка рук и посадка гитариста
Тема 2. 1. Посадка исполнителя
Посадка гитариста важнейшее условие успеха исполнения на гитаре. Правила посадки
гитариста. Положение левой ноги. Положение корпуса. Положение правой ноги.
Практические занятия. Отработка посадки исполнителя.
Тема 2. 2. Положение гитары
Правила постановки гитары: ставится на левую ногу, головка грифа на уровне левого плеча,
нижняя дека чуть прижата к груди.
Практические занятия. Упражнения в правильном положении гитары.
Тема 2. 3. Постановка правой руки
Правила постановки правой руки: правая рука чуть ближе локтевого сгиба, опирается на
самую широкую часть корпуса гитары. Кисть правой руки расположена перпендикулярно
струнам, сбоку розетки. Все пальцы слегка прижаты друг к другу полусогнутом положении.
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке правой руки
Тема 2. 4. Постановка левой руки
Правила постановки левой руки: большой палец левой руки становится перпендикулярно
грифу, упираясь в середину грифа. Остальные пальцы в полусогнутом положении, чуть
касаясь струны над каждым ладом.
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке левой руки.
Тема 3. Звукоизвлечение
Тема 3. 1. Настройка гитары
Правила настройки гитары: первая струна настраивается по амертону. Вторая прижатая на
пятом ладу звучит в унисон с открытой первой и т. д., исключение - третья струна
прижимается на четвертом ладу.

Практические занятия. Отработка приемов настройки гитары.
Тема 3. 2. Упражнения на открытых струнах
Правила звукоизвлечения на открытых струнах. Большой палец правой руки извлекает звук
на шестой, пятой и четвертой струнах с опорой на соседнюю струну.
Практические занятия. Упражнения на открытых струнах. Отработка приемов
звукоизвлечения.
Тема 4. Приемы игры на гитаре
Тема 4. 1. Арпеджио
Арпеджио – поочерёдное исполнение нот, входящих в аккорд.
Практические занятия. Отработка приемов Арпеджио.
Тема 4. 2. Прием «расгеадо»
Расгеадо – прием игры при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают
одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя.
Практические занятия. Отработка приема «расгеадо».
Тема 4. 3. Малое баррэ
Понятие «малое баррэ». Баррэ один из основных технических приемов игры на гитаре, при
котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Отличительные признаки малого баррэ – первый палец прижимает от двух до четырех струн.
Практические занятия. Отработка приема малого баррэ.
Тема 4. 4. Большое баррэ
Отличительные особенности большого баррэ – первый палец прижимает пять или шесть
струн.
Практические занятия. Отработка приема большого баррэ.
Тема 5. Аккорды и их построение
Тема 5. 1. Буквенное обозначение аккордов
Особенности буквенного обозначения аккордов – большими прописными буквами C (цэ), D
(дэ), E (е), F (эф), G (гэ), A (a), H (аш), В (бэ).
Обозначение буквенно-цифровыми символами основных звуков (ступеней) музыкального
звукоряда.
При записи минорного трезвучия к большой букве добавляется маленькая (строчная)
латинская буква m (эм).
Тема 5. 2. Виды аккордов
Аккорд как созвучие, состоящее из трех и более звуков. Трезвучие – это аккорд, состоящий
из трех звуков, расположенных по терциям.
Прима – нижний звук трезвучия.
Терция – средний звук трезвучия.
Квинта – третий звук трезвучия.
Мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из большой и малой терций.
Минорное трезвучие – аккорд, состоящий из малой и большой терций.
Практические занятия. Отработка мажорных и минорных аккордов.
Тема 6. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 6. 1. Творчество Ю. Визбора.
Понятие «авторская песня». Авторская песня как средство общения и самовыражения, её
связь с реальной действительностью.
Практические занятия. Разучивание песни «Милая моя».
Тема 6. 2. Творчество гр. «Кино»
Практические занятия. Разучивание песни «Звезда по имени Солнце».
Тема 6.3. Творчество гр. Машина времени
Практические занятия. Разучивание песен: «Наш дом», «Поворот».
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
Тема 7. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Игра на гитаре, исполнение песен.

Учебно-тематический план
(второй год обучения)
Общее
количество
часов

Наименование темы

Из них
теор.

практ.

2

-

1. Введение в программу

2

2. Постановка рук и посадка гитариста

8

2.1. Посадка исполнителя

2

-

3

2.2. Положение гитары

2

-

3

2.3. Постановка правой руки

2

-

3

2.4. Постановка левой руки

2

-

3

3. Звукоизвлечение

6

3.1. Настройка гитары

3

-

3

3.2. Упражнение на открытых струнах

3

-

3

4. Приемы игры на гитаре

24

4.1. Арпеджио

9

-

9

4.2. Прием расгеадо

9

-

9

4.3. Малое баррэ

3

-

3

4.4. Большое баррэ

3

-

3

5. Аккорды и их построение

6

5.1. Буквенно-цифровое обозначение аккордов

3

-

3

5.2. Виды аккордов

3

-

3

6. Знакомство
исполнителей

с

творчеством

авторов

и

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

98

6.1. Творчество Ю. Визбора

17

6

11

6.2. Творчество О. Митяева

17

6

11

6.3. Творчество В. Высоцкого

16

6

10

6.4. Творчество гр. Кино

16

6

10

6.5. Творчество гр. Машина времени

16

6

10

6.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов

14

6

8

7. Итоговое занятие

2

-

2

144

38

106

Итого:

Форма
аттестации/
контроля

Отчетный
концерт

Содержание программы
(второй год обучения)
Тема 1. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы.
Знакомство с детьми.
Инструктажи по безопасности труда, ПДД и вводный инструктаж на рабочем месте.
Выявление знаний и навыков. Проверка музыкального слуха и чувства ритма.
Тема 2. Постановка рук и посадка гитариста
Тема 2. 1. Посадка исполнителя
Посадка гитариста важнейшее условие успеха исполнения на гитаре. Правила посадки
гитариста. Положение левой ноги. Положение корпуса. Положение правой ноги. Инструктаж
на рабочем месте. Правила ПДД, ППБ.
Практические занятия. Отработка посадки исполнителя.
Тема 2. 2. Положение гитары
Правила постановки гитары: ставится на левую ногу, головка грифа на уровне левого плеча,
нижняя дека чуть прижата к груди. Практические занятия. Упражнения в правильном
положении гитары.
Тема 2. 3. Постановка правой руки
Правила постановки правой руки: правая рука чуть ближе локтевого сгиба, опирается на
самую широкую часть корпуса гитары. Кисть правой руки расположена перпендикулярно
струнам, сбоку розетки. Все пальцы слегка прижаты друг к другу, в полусогнутом
положении.
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке правой руки
Тема 2. 4. Постановка левой руки
Правила постановки левой руки: большой палец левой руки становится перпендикулярно
грифу, упираясь в середину грифа. Остальные пальцы в полусогнутом положении, чуть
касаясь струны над каждым ладом.
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке левой руки
Тема 3. Звукоизвлечение
Тема 3. 1. Настройка гитары
Правила настройки гитары: первая струна настраивается по камертону. Вторая прижатая на
пятом ладу звучит в унисон с открытой первой и т. д., третья струна прижимается на
четвертом ладу.
Практические занятия. Отработка приемов настройки гитары.
Тема 3. 2. Упражнения на открытых струнах
Правила звукоизвлечение на открытых струнах. Большой палец правой руки извлекает звук
на шестой, пятой и четвертой струнах с опорой на соседнюю струну.
Практические занятия. Упражнения на открытых струнах.
Отработка приемов звукоизвлечения.
Тема 4. Приемы игры на гитаре
Тема 4. 1. Арпеджио
Арпеджио – поочерёдное исполнение нот, входящих в аккорд.
Практические занятия. Отработка приемов Арпеджио.
Тема 4. 2. Прием «расгеадо»
Расгеадо – прием игры при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают
одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя.
Практические занятия. Отработка приемов «расгеадо».
Тема 4. 3. Малое баррэ

Понятие «малое баррэ». Баррэ один из основных технических приемов игры на гитаре, при
котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Отличительные признаки малого баррэ – первый палец прижимает от двух до четырех струн.
Практические занятия. Отработка приемов малого баррэ.
Тема 4.4. Большое баррэ
Отличительные особенности большого баррэ – первый палец прижимает пять или шесть
струн.
Практические занятия. Отработка приемов большого баррэ.
Тема 5 Аккорды и их построение
Тема 5. 1. Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Особенности буквенного обозначения аккордов – большими прописными буквами C (цэ), D
(дэ), E (е), F (эф), G (гэ), A (a), H (аш), В (бэ).
Обозначение буквенно-цифровыми символами основных звуков (ступеней) музыкального
звукоряда.
При записи минорного трезвучия к большой букве добавляется маленькая (строчная)
латинская буква m (эм).
Тема 5. 2. Виды аккордов
Аккорд как созвучие, состоящее из трех и более звуков. Трезвучие – это аккорд, состоящий
из трех звуков, расположенных по терциям.
Прима – нижний звук трезвучия.
Терция – средний звук трезвучия.
Квинта – третий звук трезвучия.
Мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из большой и малой терций.
Минорное трезвучие – аккорд, состоящий из малой и большой терций.
Практические занятия. Отработка мажорных и минорных аккордов
Тема 6. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 6. 1. Творчество Ю. Визбора.
Понятие «авторская песня». Авторская песня как средство общения и самовыражения, её
связь с реальной действительностью.
Практические занятия. Разучивание песен: «Милая моя», «Серёга Санин»
Тема 6. 2. Творчество О. Митяева
Практические занятия. Разучивание песен: «Изгиб гитары жёлтой», «С добрым утром
любимая».
Тема 6. 3. Творчество В. Высоцкого
Практические занятия. Разучивание песен: «Песня о друге»,
«Вершина».
Тема 6. 4. Творчество гр. Кино
Практические занятия. Разучивание песен: «Муравейник»,
«Группа крови»
Тема 6 5. Творчество гр. Машина времени
Практические занятия. Разучивание песен: «Наш дом», «Поворот».
Тема 6.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов
Практические занятия. Разучивание песен: «Индия».
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
Тема 7. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Игра на гитаре, исполнение песен.
В конце освоения программы второго года обучающиеся должны:
Знать и понимать:
- устройство инструмента, и условия его эксплуатации;
- буквенно-цифровое обозначение минорных и мажорных аккордов,
Обладать умениями и навыками:
- настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;

- пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
- аккомпанировать с использованием всех изученных способов;
- гитарного аккомпанемента с применением приема баррэ;
- подбирать на слух не сложный аккомпанемент.
Учебно-тематический план
Третий год обучения
Общее
количество
часов

Наименование темы

Из них
теор.

практ.

1. Введение в программу

3

2. Приемы игры на гитаре

12

2.1. Арпеджио

3

-

3

2.2. Прием расгеадо

3

-

3

2.3. Малое баррэ

3

-

3

2.4. Большое баррэ

3

-

3

3. Знакомство
исполнителей

с

творчеством

авторов

и

3

-

Текущий

Текущий

129

3.1. Творчество Ю. Визбора

22

6

16

3.2. Творчество О. Митяева

22

6

16

3.3. Творчество В. Высоцкого

22

6

16

3.4. Творчество гр. Кино

21

6

15

3.5. Творчество гр. Машина времени

21

6

15

3.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов

19

6

13

ИТОГОВОЕ занятие

2

0

0

144

39

105

Итого

Форма
аттестации/

Текущий

Отчетный
концерт

Содержание программы
Третий год обучения
Тема 1. Введение в программу
Тема 2. Приемы игры на гитаре
Тема 2. 1. Арпеджио
Арпеджио – поочерёдное исполнение нот, входящих в аккорд.
Практические занятия. Отработка приемов Арпеджио
Тема 2. 2. Прием «расгеадо»
Расгеадо – прием игры при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают
одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя.

Практические занятия. Отработка приемов «расгеадо».
Тема 2. 3. Малое баррэ
Понятие «малое баррэ». Баррэ один из основных технических приемов игры на гитаре,
при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Отличительные признаки малого баррэ – первый палец прижимает от двух до четырех струн.
Практические занятия. Отработка приемов малого баррэ.
Тема 2.4. Большое баррэ
Отличительные особенности большого баррэ – первый палец прижимает пять или шесть
струн.
Практические занятия. Отработка приемов большого баррэ.
Тема 3. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 3. 1. Творчество Ю. Визбора.
Понятие «авторская песня». Авторская песня как средство общения и самовыражения, её
связь с реальной действительностью.
Практические занятия. Разучивание песен: «Милая моя», «Серёга Санин
Тема 3. 2. Творчество О. Митяева
Практические занятия. Разучивание песен: «Изгиб гитары жёлтой», «С добрым утром
любимая».
Тема 3. 3. Творчество В. Высоцкого
Практические занятия. Разучивание песен: «Песня о друге», «Вершина»
Тема 3. 4. Творчество гр. Кино
Практические занятия. Разучивание песен: «Звезда по имени Солнце», «Кукушка»
Тема 3. 5. Творчество гр. Машина времени
Практические занятия. Разучивание песен: «По морю плавать...», «Разговор в поезде»,
«Костёр», «В добрый час».
Тема 3.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов
Практические занятия.
Разучивание песен: «Индия», «Мистер блюз»,
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
К концу освоения программы третьего года; обучающиеся могут быть
компетентны в следующем:
Знать и понимать:
- Творчество современных авторов и исполнителей, включая Уральских поэтов-песенников;
- Элементарную теорию музыки;
- Грамотно читать схемы обозначения аккордов и находить их на инструменте;
Обучающиеся будут уметь:
- Настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
- Самостоятельно подбирать аккорды для аккомпанемента;
- Играть в дуэте полное произведение;
- Владеть техникой вокальных распевок;
- Сольно исполнять разнохарактерные песни по выбору.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используется следующие, подготовленные педагогом,
виды методической продукции:
- аранжировки для конкретного состава, расписывание партий
- беседы о стилистике, концепции вокально-инструментальных ансамблей,
- программы районных и городских фестивалей.
В зависимости от содержания материала, сложности, особенности используются
следующие формы проведения занятий: традиционное занятие, практическое занятие,
комбинированное занятие, конкурс, фестиваль, репетиция, концерт.

Дидактический материал, используемый педагогом:
- постеры известных групп ВИА и исполнителей
- специальная литература (школы игры на инструментах, используемых в ВИА; сборники
упражнений, пьес этюдов)
- видеозаписи концертов известных групп и своих коллективов
- аудиозаписи известных школ
- компьютерные программы
Материально - техническое обеспечение:
- гитара шестиструнная;
- ключ для грифа;
- камертон;
- диктофон;
- метроном;
- музыкальный центр
- CD с записями известных авторов;
- видео материал с концертов известных гитаристов;
- тетрадь со схемами аккордов;
- медиатор;
- ручка;
- карандаш;
- стирательная резинка;
- подставка под ногу;
- парта;
- стул;
- влажные салфетки.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Ванслав В.Г. Всестороннее развитие личности и виды искусства, 2010
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2013.
3. Е. Ларичев. Самоучитель на шестиструнной гитаре. Москва. 1991.
http://ale07.ru/music/notes/song/instrument/larichevs.htm
4. Захаржевская Г.В. Костюм для сцены. М., 2013.
5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение. 2014.
6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., Педагогика. 2014
7. Выготский Л . С . Воображение и творчество в детском возрасте . М. , 2015
8. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение. 2011.
9 . Фридман Л. М. Психология наука учителю. М.: Просвещение.2015.
10 . Хрестоматия по возрастной психологии Г.М. Науменко. - М., 1995.
11. Акелькин В.И. «Сборник авторской песни. Люди идут по свету» М.1989.
12. Вещицкий Л. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»
М 1984.
13. Дмитриевский Ю.В. «Гитара от блюза до джаз-рока.» Украина 1986.
14. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»М.1991
15. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва. 1992. Самоучитель игры на
шестиструнной гитаре. Москва. 1984.
https://vk.com/doc84014589_243402386?hash=3280dfb0af5b37f20b&dl=2a6e4b8dadbf37cc4c

Приложение 1
( к ДООП «Юный гитарист»)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Дата
по
плану

Дата
фактически

Тема занятия

Всего
часов

Содержание
деятельности

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.


Наверх

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

«Подать заявление» либо перейти по прямой ссылке на услугу: https://www.gosuslugi.ru/600426/1/form

           «Проверка очереди в 1 класс» – https://екатеринбург.рф/жителям/образование/proverka-zapisi-v-shkolu)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».