ДООП Народные танцы Сказка 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 122
Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №____ от_________2023 г.

«Утверждаю»
И.о. директора МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных
предметов № 122
___________________Злоказова А.В.
приказ №____ от «___»_______2023г.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Художественно-эстетической направленности
«Студия народных танцев «Сказка»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Подвальнюк Вероника Павловна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242.
Направленность программы «Народный танец» по содержанию является
художественно-эстетической; по функциональному предназначению –досуговой, учебно познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение
общего эстетического, морального и физического развития.
Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов
народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с
различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ
передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие
русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха,
новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались
в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой
известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и
на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным
изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались
новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного
танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры
его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ
русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой
народ, любовь к Родине.
Для того чтобы, дать понятие об основах русского народного танца, показать
многообразие его видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с
исполнительскими традициями русского танца разработана программа «Народный танец».
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами,
на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития;
принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической
подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям
возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое

воспитание помогает становлению основных
качеств личности: активности,
самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на
приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания
(развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты
движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Основной целью программы является приобщение учащихся к культуре народного танца,
расширение кругозора.
Задачи:
• формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
• активизация интереса к народному танцу;
• развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания,
формирование технических навыков;
• воспитание эмоциональной выразительности;
• развитие личности учащегося.
Возрастные особенности детей участвующих в реализации программы
Дети 8-11 лет
В возрасте 8-11 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка.
Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения восприятие
становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи
использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов планирования
деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Наряду с нагляднообразным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого составляет
оперирование понятиями.
Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию,
образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым.
Сроки реализации образовательной программы
Данная программа рассчитана на один год.
Первый год обучения – (324 часа, 36 учебных недель).
Уровень программы – стартовый (предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы).
Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа.
Учебный план курса «Народный танец»
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них
заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных
возможностей ребенка, степени сложности заданий;
• Принцип «от простого к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого
материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий,
в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием

успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкальноритмическими играми.
• Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В
противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений;
• Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях
вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям
во время исполнения танца;
• Принцип контраста. Использование в тренировочных упражнениях движений
отличающихся друг от друга по технике, темпу, характеру.
Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы:
наблюдение, беседа, анализ творчества.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Основные понятия народного танца
Этот раздел включает изучение основных позиций и положений (рук, ног, головы).
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры
движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают
усвоить правила хореографии. Главная задача педагога при изучении движений, положения
или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности
этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чѐткого их
выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел 2. Танцевальные ходы
Содержание включает в себя изучение различных сочетаний шагов, исполненных в стиле,
характере национального танца с присущим ему ритмическим рисунком в сочетании с ударом,
притопом, подскоком, хлопком, поворотом.
Раздел 3. Дробные выстукивания
Данный раздел является основой танцев у многих народов. Приемы дробных выстукиваний
различны: они выполняются в разных темпах и ритмах, всей ступней, ребром каблука,
полупальцами.
Раздел 4. Вращения
Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями.
Форма аттестации не предусмотрена.
После освоения программы документ об образовании - не выдается.
Форма обучения: очная, групповая.
Срок освоения указан в учебном плане и календарном учебном графике настоящей
программы.

Планируемые результаты
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые
блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия,
коммуникативные действия, знаково-символические действия.
Личностные действия – обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию
обучающегося (знание моральных норм, умение соотносить и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя
3 понятия:
1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2. Смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего
осуществляется учебная деятельность;
3. Нравственно – этическая обеспечивающего личностный моральный выбор.
Личностные учебные действия выражаются в стремлении реализации своего
творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в
формировании ценностно – смысловых ориентаций и духовно – нравственных оснований,
развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
1) Личностными результатами освоения обучающимися содержания программ музыкально –
ритмическому воспитанию являются следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества
личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
2) Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
музыкально – ритмическому воспитанию являются следующие умения:
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности; - организовать самостоятельную деятельность с
учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанку, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность и рассудительность.
Регулятивные универсальные учебные действия:

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил, к определению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия:
• общие универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск
информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективного способа решения
задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы,
моделирование);
• логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез,
классификация объектов, установление причинно - следственных связей, логическая цепь
рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера).
Приобщение к шедеврам мирового танцевального искусства – классическому, народному
бальному танцу – способствуют формированию целостной художественной культуры мира,
воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе,
развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и
внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие обучающегося.
Коммуникативные универсальные учебные действия: Коммуникативные учебные
действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное сотрудничество.
Коммуникативные учебные действия формируют умения слушать, способность встать на
позицию другого человека, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека
проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3) Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:
• представлять музыкально – ритмические движения как средство укрепления здоровья и
физического развития;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательное и уважительное объяснение ошибки и способа их
устранения; - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных, изменяющихся, вариативных условиях

Материально-техническая база для реализации программы

Для проведения полноценных и плодотворных занятий требуется просторный,
регулярно проветриваемый зал для занятий хореографией с паркетом, зеркальной стеной и
специальными станками. Музыкальный центр, видеокамера, костюмы, телевизор,
видеоматериалы, музыкальные записи.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Народный танец»
Информационно-методические условия реализации ДООП «Народный танец» обеспечивает
возможность:
• создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений
и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим
сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
• получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет,
работа в библиотеке и др.);
• наблюдений (включая наблюдение микрообъектов;
• обработки материалов и информации с использованием технологических
инструментов;
• размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного
учреждения;
• проведения массовых мероприятий, собраний;
• организации отдыха.
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство, 1967.
Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат, 1950.
Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство, 1976.
В.Ф.Матвеев. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб.,
1999.
Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. Областные особенности русского народного танца. 1 и 2
части. – Орёл, 2003.
Борзов А.А. Танцы народов мира. – М., 2006.
Л. Богаткова. Танцы народов СССР. – М., 1951.
Народные сюжетные танцы. – М, 1975
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М., 2004.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Содержание деятельности

Всего
часов

1-2

Вводные занятия

История возникновения. Изучение основных
позиций рук и ног. Понятие музыкальный
метр. Ритмика

9

3-6

Экзерсис у станка

Разучивание основных упражнений лицом к
станку.

18

7-8

Подготовка к вращениям

Закрепление пройденного материала и
подготовка к освоению нового.

9

9-10

Вращения

Бегунец, вращения на месте.

9

Одинарные удары, притоп, первый ключ.

9

11-12

Дробные выстукивания

13-14

Танцевальные
композиции и
комбинации

Соединение изученных движений в
комбинации.

9

15-16

Знакомство с народными
танцевальными
ансамблями России

Просмотр выступлений ансамблей:
им. Моисеева,
«Березка».

9

17-18

Постановка номера
«Русский хоровод»

Постановка и отработка номера.

9

19-30

Танцевальные
композиции и
комбинации.
Репетиционная работа

Отработка изученного в различных
комбинациях, репетиции номера.

48

31-32

Партерная гимнастика

Упражнения на восстановление физической
формы

9

33-34

Изучение движений
русского танца

Движения в парах, дроби, ходы, (мальчики)
хлопушки, парные движения

9

35-45

Танцевальные
композиции и
репетиционная работа

Отработка изученного в различных
вариациях, репетиции номера

45

46-47

Растяжка и упражнения
на выносливость

Упражнения направленные на улучшение
физических данных.

9

48-54

Танцевальные
комбинации и
репетиционная работа

Отработка и изучение новых вариаций

18

Отработка и репетиции номеров к
школьному конкурсу

28

55-61

Подготовка к конкурсу

62-63

Растяжка

64-65

Знакомство с
направлениями
хореографии

66-70

Повторение пройденного

71-72

Актерское мастерство
ИТОГО

Упражнения на развитие гибкости,
эластичности мышц

18

Просмотр видеоматериалов

9

Отработка изученного,
закрепление знаний

36

Упражнения на развитие эмоциональности,
сценической выразительности.

9
324


Наверх

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

«Подать заявление» либо перейти по прямой ссылке на услугу: https://www.gosuslugi.ru/600426/1/form

           «Проверка очереди в 1 класс» – https://екатеринбург.рф/жителям/образование/proverka-zapisi-v-shkolu)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».