Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 122 Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета Протокол №____ от_________2023 г. «Утверждаю» И.о. директора МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122 ___________________Злоказова А.В. приказ №____ от «___»_______2023г. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности «Студия народных танцев «Сказка» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Подвальнюк Вероника Павловна Педагог дополнительного образования Екатеринбург Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" • Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. Направленность программы «Народный танец» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению –досуговой, учебно познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине. Для того чтобы, дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с исполнительскими традициями русского танца разработана программа «Народный танец». Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Основной целью программы является приобщение учащихся к культуре народного танца, расширение кругозора. Задачи: • формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса; • активизация интереса к народному танцу; • развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков; • воспитание эмоциональной выразительности; • развитие личности учащегося. Возрастные особенности детей участвующих в реализации программы Дети 8-11 лет В возрасте 8-11 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Наряду с нагляднообразным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого составляет оперирование понятиями. Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым. Сроки реализации образовательной программы Данная программа рассчитана на один год. Первый год обучения – (324 часа, 36 учебных недель). Уровень программы – стартовый (предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы). Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа. Учебный план курса «Народный танец» Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах: • Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий; • Принцип «от простого к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкальноритмическими играми. • Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений; • Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца; • Принцип контраста. Использование в тренировочных упражнениях движений отличающихся друг от друга по технике, темпу, характеру. Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ творчества. Содержание изучаемого курса Раздел 1. Основные понятия народного танца Этот раздел включает изучение основных позиций и положений (рук, ног, головы). Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чѐткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. Раздел 2. Танцевальные ходы Содержание включает в себя изучение различных сочетаний шагов, исполненных в стиле, характере национального танца с присущим ему ритмическим рисунком в сочетании с ударом, притопом, подскоком, хлопком, поворотом. Раздел 3. Дробные выстукивания Данный раздел является основой танцев у многих народов. Приемы дробных выстукиваний различны: они выполняются в разных темпах и ритмах, всей ступней, ребром каблука, полупальцами. Раздел 4. Вращения Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями. Форма аттестации не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании - не выдается. Форма обучения: очная, групповая. Срок освоения указан в учебном плане и календарном учебном графике настоящей программы. Планируемые результаты В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия. Личностные действия – обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающегося (знание моральных норм, умение соотносить и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. Смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. Нравственно – этическая обеспечивающего личностный моральный выбор. Личностные учебные действия выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно – смысловых ориентаций и духовно – нравственных оснований, развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. 1) Личностными результатами освоения обучающимися содержания программ музыкально – ритмическому воспитанию являются следующие умения: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. 2) Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по музыкально – ритмическому воспитанию являются следующие умения: • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; • оценивать красоту телосложения и осанку, сравнивать их с эталонными образцами; • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность и рассудительность. Регулятивные универсальные учебные действия: Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к определению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия: • общие универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); • логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно - следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); • постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Приобщение к шедеврам мирового танцевального искусства – классическому, народному бальному танцу – способствуют формированию целостной художественной культуры мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие обучающегося. Коммуникативные универсальные учебные действия: Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество. Коммуникативные учебные действия формируют умения слушать, способность встать на позицию другого человека, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 3) Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: • представлять музыкально – ритмические движения как средство укрепления здоровья и физического развития; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов; • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное объяснение ошибки и способа их устранения; - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях Материально-техническая база для реализации программы Для проведения полноценных и плодотворных занятий требуется просторный, регулярно проветриваемый зал для занятий хореографией с паркетом, зеркальной стеной и специальными станками. Музыкальный центр, видеокамера, костюмы, телевизор, видеоматериалы, музыкальные записи. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Народный танец» Информационно-методические условия реализации ДООП «Народный танец» обеспечивает возможность: • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов; • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; • проведения массовых мероприятий, собраний; • организации отдыха. Список литературы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство, 1967. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат, 1950. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство, 1976. В.Ф.Матвеев. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб., 1999. Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. Областные особенности русского народного танца. 1 и 2 части. – Орёл, 2003. Борзов А.А. Танцы народов мира. – М., 2006. Л. Богаткова. Танцы народов СССР. – М., 1951. Народные сюжетные танцы. – М, 1975 Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М., 2004. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Содержание деятельности Всего часов 1-2 Вводные занятия История возникновения. Изучение основных позиций рук и ног. Понятие музыкальный метр. Ритмика 9 3-6 Экзерсис у станка Разучивание основных упражнений лицом к станку. 18 7-8 Подготовка к вращениям Закрепление пройденного материала и подготовка к освоению нового. 9 9-10 Вращения Бегунец, вращения на месте. 9 Одинарные удары, притоп, первый ключ. 9 11-12 Дробные выстукивания 13-14 Танцевальные композиции и комбинации Соединение изученных движений в комбинации. 9 15-16 Знакомство с народными танцевальными ансамблями России Просмотр выступлений ансамблей: им. Моисеева, «Березка». 9 17-18 Постановка номера «Русский хоровод» Постановка и отработка номера. 9 19-30 Танцевальные композиции и комбинации. Репетиционная работа Отработка изученного в различных комбинациях, репетиции номера. 48 31-32 Партерная гимнастика Упражнения на восстановление физической формы 9 33-34 Изучение движений русского танца Движения в парах, дроби, ходы, (мальчики) хлопушки, парные движения 9 35-45 Танцевальные композиции и репетиционная работа Отработка изученного в различных вариациях, репетиции номера 45 46-47 Растяжка и упражнения на выносливость Упражнения направленные на улучшение физических данных. 9 48-54 Танцевальные комбинации и репетиционная работа Отработка и изучение новых вариаций 18 Отработка и репетиции номеров к школьному конкурсу 28 55-61 Подготовка к конкурсу 62-63 Растяжка 64-65 Знакомство с направлениями хореографии 66-70 Повторение пройденного 71-72 Актерское мастерство ИТОГО Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц 18 Просмотр видеоматериалов 9 Отработка изученного, закрепление знаний 36 Упражнения на развитие эмоциональности, сценической выразительности. 9 324