ДООП Баскетбол 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 122
Рассмотрено и принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №____ от_________2023 г.

«Утверждаю»
И.о. директора МАОУ СОШ с
углубленным изучением отдельных
предметов № 122
__________________Злоказова А.В.
приказ №____ от «___»______ 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»

Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Врублевский Александр Григорьевич
Учитель физической культуры

Екатеринбург, 2023

Паспорт рабочей программы
Тип программы дополнительного образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
•

для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию
об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на
гарантию качества получаемых услуг;

•

программа определяет приоритеты в содержании дополнительного образования и
способствует интеграции и координации деятельности по реализации
дополнительного образования;

•

программа является основанием
дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 12-15 лет
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 144 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю

для

определения

качества

реализации

Пояснительная записка
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа
«Баскетбол» автора-составителя Самелик Н.В.
Образовательная
программа
“Баскетбол”
имеет физкультурноспортивную направленность, по
уровню
освоения
программа углублённая,
т.е.
предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических
качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна программы
«Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и
охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом
с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а
также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к
воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном
зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в
которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества
(выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и
др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля,
целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко
дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы,
охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для
спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ,
интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а
также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
Актуальность программы
В приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике
асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического
здоровья детей.
Педагогическая целесообразность
Баскетбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего
перехода от простого к сложному. Период программы позволяет планомерно работать с
детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности.
Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени,
пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает
эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива
единомышленников и успешной работы на последующих этапах.

Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов
своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами
игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения оревнований;
•

Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на
уроках физкультуры;

2. Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм;
•

Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.

•

Расширение спортивного кругозора детей.

3. Воспитательные:
− Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные
задачи, воспитывать культуру поведения;
− Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
− Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Программа предназначена для детей 12-15 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Набор производится, начиная с сентября текущего года.
Формы организации обучения:
- командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы,
просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
•

Основы знаний о здоровом образе жизни

•

Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране

•

Правила игры в баскетбол

•

Тактические приемы в баскетболе

Уметь
•

Овладеть основными техническими приемами баскетболиста

•

Проводить судейство матча

•

Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр

Развить качества личности
•

Воспитать стремление к здоровому образу жизни

•

Повысить общую и специальную выносливость обучающихся

•

Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе

•

Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу,
стране.

Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре –
октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в
апреле – мае.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая
ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
Способы определения прогнозируемых результатов.
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня
усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для
проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
тестирование по общей физической подготовке; самостоятельные работы в виде
тренировок.
Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года: на
протяжении первых недель проводится опрос обучающихся, в котором теоретически и
практически выявляются все компетенции, которыми владели дети до начала занятий в
секции.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ.

Третий этап мониторинга проводится в конце учебного года, где выявляются те
знания и умения, которые обучающиеся приобрели за время обучения в секции, и одной
из форм мониторинга является специальный тест по физической культуре, а так же
подведение итогов всех соревнований, в которых участвовали подопечные.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 36 недель:
С первого учебного дня текущего года по 29 декабря;
С 10 января по 31 мая
Продолжительность зимних каникул:
с 30 декабря по 09 января (10 календарных дней)
Продолжительность летних каникул:
с 01 июля по 31 августа. (92 календарных дня)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№

Тема занятия

Количество
часов

Форма занятий

1-2

Единая спортивная
классификация. ОФП

2

комбинированная

3-4

Совершенствование техники
передвижения при нападении.

2

комбинированная

5-6

Тактика нападения.
Индивидуальные действия с
мячом и без мяча.

2

комбинированная

7-8

Контрольные испытания.
Учебная игра.

2

комбинированная

9-10

Костно - мышечная система, ее
строение, функции. Техника
передвижения приставными
шагами.

2

комбинированная

11-12

Индивидуальные действия при
нападении с мячом и без мяча.

2

комбинированная

13-14

Индивидуальные действия при
нападении. Учебная игра.

2

комбинированная

Форма
контроля

15-16

Гигиенические основы режима
труда и отдыха юных
спортсменов. ОФП

2

комбинированная

17-18

Совершенствование техники
передвижений. Специальная
физическая подготовка.

2

комбинированная

19-20

Выбор способа ловли в
зависимости от направления и
силы полета мяча.

2

комбинированная

21-22

Взаимодействие двух игроков «заслон в движении». Учебная
игра.

2

комбинированная

23-24

Предупреждение инфекционных
заболеваний при занятиях
спортом. Сочетание выполнения
различных способов ловли мяча
в условиях жесткого
сопротивления.

2

комбинированная

25-26

Взаимодействие трех игроков «скрестный выход».

2

комбинированная

27-28

Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств. Учебная
игра.

2

комбинированная

29-30

Гигиенические требования к
питанию юных спортсменов.
ОФП

2

комбинированная

31-32

Скрытые передачи мяча под
рукой, из-за спины, из-за спины в
пол. СФП

2

комбинированная

33-34

Применение изученных
взаимодействий в условиях
позиционного нападения.

2

комбинированная

35-36

Применение изученных
взаимодействий в условиях
личного прессинга.

2

комбинированная

37-38

Восстановительные мероприятия
в спорте. Инструкторская и
судейская практика. Учебная
игра

2

комбинированная

39-40

Контрольные испытания. Бросок
мяча над головой (полукрюк,
крюк). СФП

2

комбинированная

41-42

Систематический врачебный
контроль за юными
спортсменами. ОФП. Командные
действия в нападении.

2

комбинированная

43-44

Применение изученных способов
ловли, передач, ведения, бросков
в зависимости от ситуации на
площадке. Инструкторская и
судейская практика.

2

комбинированная

45-46

Самоконтроль в процессе
занятий спортом. Ведение мяча с
поворотом кругом. ОФП

2

комбинированная

47-48

Сочетание выполнения бросков
мяча из различных точек в
условиях жесткого
сопротивления.

2

групповая

49-50

Выбор места и момента для
борьбы за отскочивший от щита
мяч при блокировке. Учебная
игра.

2

групповая

51-52

Противодействие
взаимодействию двух игроков –
«заслону в движении». СФП

2

групповая

53-55

Травматизм и заболеваемость в
процессе занятий спортом,
оказание первой помощи при
несчастных случаях. ОФП.
Бросок мяча в движении с
одного шага.

3

56-58

Блокировка при борьбе за
овладение мячом, отскочившим
от щита.

3

групповая

59-61

Взаимодействие двух игроков
«подстраховка». Многократное
выполнение технических
приемов.

3

групповая

62-64

Общая характеристика
спортивной тренировки. ОФП.
Совершенствование техники
передачи мяча.

3

групповая

65-67

Сочетание способов
передвижения с выполнением
различных технических приемов
в усложненных условиях.
Учебная игра.

3

групповая

68-70

Действия одного защитника
против двух нападающих. СФП

3

групповая

71-73

Средства и методы спортивной
тренировки. Ведение мяча с
изменением направления
движения.

3

групповая

74-76

Применение изученных
защитных стоек и передвижений
в зависимости от действий и
расположения нападающих.

3

групповая

77-79

Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

3

групповая

80-82

Система зонной защиты 2 – 3, 2 –
1 - 2. Учебная игра.

3

групповая

83-85

Формы организации занятий в
спортивной тренировке. ОФП.
Совершенствование техники
броска мяча.

3

групповая

86-88

Сочетание личной и зонной
системы защиты в процессе
игры.

3

комбинированная

89-90

Применение изученных
взаимодействий в системе
быстрого прорыва. Учебная игра.

2

групповая

91-92

Воспитание нравственных и
волевых качеств.
Психологическая подготовка в
процессе тренировки. СФП.
Ведение мяча с переводом на
другую руку.

2

групповая

93-94

Контрольные испытания.
Учебная игра.

2

групповая

95-96

Противодействие игрокам
различных игровых функций при
разных системах игры в
нападении.

2

групповая

97-98

Инструкторская и судейская
практика. Учебная игра.

2

групповая

99-100

Ведение мяча с изменением
высоты отскока. ОФП

2

групповая

101-103

Физическая подготовка
спортсмена. СФП. Передача мяча
двумя руками с отскоком от
пола.

2

групповая

104-105

Организация командных
действий по принципу выбора
свободного места с
использованием изученных
групповых взаимодействий.

2

групповая

106-107

Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств.

2

групповая

108-109

Техническая подготовка юного
спортсмена. ОФП. Чередование
изученных технических приемов
в различных сочетаниях.

2

групповая

110-111

Бросок мяча изученными
способами после выполнения
других технических приемов.
Учебная игра.

2

групповая

112-113

Тактическая подготовка юного
спортсмена. Учебная игра.
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».

2

групповая

114-115

Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в сторону.
Техника овладения мячом.

2

групповая

116-117

Противодействия
взаимодействию трех игроков –
«сдвоенному заслону». СФП

2

групповая

118-119

Чередование изученных
тактических действий
(индивидуальных, групповых,
командных).

2

групповая

120-121

Сущность и назначение
планирования и его виды.
Учебная игра.
Совершенствование техники
броска мяча изученными
способами.

2

групповая

122-123

Применение изученных способов
ловли, передач, ведения, бросков
в зависимости от ситуации на
площадке.

2

групповая

124-125

Характерные особенности
периодов спортивной
тренировки. Учебная игра.

2

групповая

126-127

Совершенствование техники
ведения мяча.

2

групповая

128-129

Учет в процессе спортивной
тренировки. ОФП.

2

групповая

130-131

Правила игры и методика
судейства. Учебная игра.

2

групповая

132-133

Переключения от действий в
нападении к действиям в защите.
СФП

2

групповая

134-135

История развития баскетбола.
Контрольные испытания.

2

групповая

136-137

Совершенствование техники
ловли и передачи мяча.

2

групповая

138-139

Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

групповая

140-141

Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

групповая

142-143

Совершенствование техники
бросков мяча.

2

групповая

Совершенствование тактических
действий в нападении и защите.
Учебная игра.

1

групповая

144

1-ый год обучения:
•

•

•
•
•
•
•
•

Первый год обучения
(4 часа в неделю)

учебно-тематический план рассчитан на 144 часа;
– продолжительность одного занятия 2 часа; в неделю - 2 раза занятие.
Структура учебного года следующая:
Знание о спортивно-оздоровительной деятельности — 4 часа (оформление,
комплектование групп, вводное занятие, знакомство с программой обучения, инструктаж
по технике безопасности, собрание детей и родителей);
Броски мяча — 22 часа (обучение технике и тактики бросков баскетбольного мяча);
Учебная игра — 20 часов (совершенствование игры в баскетбол);
Специальная физическая подготовка — 18 часов;
Тактическая подготовка — 28 часов (обучение тактики и стратегии выполнения бросков,
переводов мяча, психологического настроя);
Общая физическая подготовка — 22 часа (выполнение силовых упражнений,
направленных на укреплении организма спортсмена);
Техника бросков – 30 часов (обучение и совершенствование основных техник игры в
баскетбол).
Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия,
сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса
обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по
содержанию учебного материала.

Учебно-тематический план первого года обучения
№

1.

2.

Наименование разделов,
тем
Гигиенические основы
режима труда и отдыха
юных спортсменов
Техническая подготовка
спортсмена

Количество часов

Форма
аттестации/контроля

всего
1

теория
1

практика
-

беседа, инструктаж

1

1

-

беседа
беседа, контрольное
тестирование

3.

Правила игры и методика
судейства

1

1

-

4.

Ведение и броски мяча

22

-

22

выполнение упражнений

5.

Общеразвивающие
упражнения (ОРУ).

15

-

15

выполнение упражнений

6.

Тактическая подготовка

28

5

23

выполнение упражнений

7.

Упражнения на развитие
общей выносливости,
ловкости, силы и скорости

5

-

5

выполнение упражнений

8.

Общая физическая
подготовка

22

-

22

выполнение упражнений

9.

Специальная физическая
подготовка

16

-

16

выполнение упражнений

10.

Учебная игра

24

2

22

выполнение игровых
ситуаций в игре
баскетбол

11.

Контрольные испытания

9

-

9

выполнение
контрольных
упражнений

144

10

134

Итого часов

Список литературы для педагогов:
1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт,
2004г.
2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
5. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973
7. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
8. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов –
Минск, 1970.
9. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
10. Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
11. Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола.
Самара. 2002г
12. Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.


Наверх

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

«Подать заявление» либо перейти по прямой ссылке на услугу: https://www.gosuslugi.ru/600426/1/form

           «Проверка очереди в 1 класс» – https://екатеринбург.рф/жителям/образование/proverka-zapisi-v-shkolu)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».