Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 122 Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета Протокол №____ от_________2023 г. «Утверждаю» И.о. директора МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 122 __________________Злоказова А.В. приказ №____ от «___»______ 2023 г. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Врублевский Александр Григорьевич Учитель физической культуры Екатеринбург, 2023 Паспорт рабочей программы Тип программы дополнительного образования. Статус программы: рабочая программа учебного курса Назначение программы: • для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; • программа определяет приоритеты в содержании дополнительного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительного образования; • программа является основанием дополнительного образования. Возраст обучающихся: 12-15 лет Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 144 часа Форма обучения: очная. Режим занятий: 4 часа в неделю для определения качества реализации Пояснительная записка Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол» автора-составителя Самелик Н.В. Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурноспортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Новизна программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек. В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях. Актуальность программы В приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Педагогическая целесообразность Баскетбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах. Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны. Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения оревнований; • Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры; 2. Развивающие: - Укреплять опорно-двигательный аппарат детей; - Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; • Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка. • Расширение спортивного кругозора детей. 3. Воспитательные: − Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; − Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; − Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. Программа предназначена для детей 12-15 лет. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с сентября текущего года. Формы организации обучения: - командная, малыми группами, индивидуальная. Формы проведения занятий: Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, просмотры соревнований. Ожидаемые результаты: К моменту завершения программы обучающиеся должны: Знать • Основы знаний о здоровом образе жизни • Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране • Правила игры в баскетбол • Тактические приемы в баскетболе Уметь • Овладеть основными техническими приемами баскетболиста • Проводить судейство матча • Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр Развить качества личности • Воспитать стремление к здоровому образу жизни • Повысить общую и специальную выносливость обучающихся • Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе • Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране. Способы проверки образовательной программы: - повседневное систематическое наблюдение; - участие в спортивных праздниках, конкурсах; - участие в товарищеских встречах и соревнованиях. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - спортивные праздники, конкурсы; - матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; - соревнования школьного, районного и городского масштабов. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Способы определения прогнозируемых результатов. В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по общей физической подготовке; самостоятельные работы в виде тренировок. Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года: на протяжении первых недель проводится опрос обучающихся, в котором теоретически и практически выявляются все компетенции, которыми владели дети до начала занятий в секции. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. Третий этап мониторинга проводится в конце учебного года, где выявляются те знания и умения, которые обучающиеся приобрели за время обучения в секции, и одной из форм мониторинга является специальный тест по физической культуре, а так же подведение итогов всех соревнований, в которых участвовали подопечные. Календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 36 недель: С первого учебного дня текущего года по 29 декабря; С 10 января по 31 мая Продолжительность зимних каникул: с 30 декабря по 09 января (10 календарных дней) Продолжительность летних каникул: с 01 июля по 31 августа. (92 календарных дня) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Тема занятия Количество часов Форма занятий 1-2 Единая спортивная классификация. ОФП 2 комбинированная 3-4 Совершенствование техники передвижения при нападении. 2 комбинированная 5-6 Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. 2 комбинированная 7-8 Контрольные испытания. Учебная игра. 2 комбинированная 9-10 Костно - мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. 2 комбинированная 11-12 Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. 2 комбинированная 13-14 Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. 2 комбинированная Форма контроля 15-16 Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП 2 комбинированная 17-18 Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. 2 комбинированная 19-20 Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. 2 комбинированная 21-22 Взаимодействие двух игроков «заслон в движении». Учебная игра. 2 комбинированная 23-24 Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. 2 комбинированная 25-26 Взаимодействие трех игроков «скрестный выход». 2 комбинированная 27-28 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. 2 комбинированная 29-30 Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП 2 комбинированная 31-32 Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП 2 комбинированная 33-34 Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. 2 комбинированная 35-36 Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. 2 комбинированная 37-38 Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра 2 комбинированная 39-40 Контрольные испытания. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). СФП 2 комбинированная 41-42 Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. 2 комбинированная 43-44 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. 2 комбинированная 45-46 Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. ОФП 2 комбинированная 47-48 Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. 2 групповая 49-50 Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. 2 групповая 51-52 Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП 2 групповая 53-55 Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. 3 56-58 Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. 3 групповая 59-61 Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. 3 групповая 62-64 Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. 3 групповая 65-67 Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. 3 групповая 68-70 Действия одного защитника против двух нападающих. СФП 3 групповая 71-73 Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. 3 групповая 74-76 Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. 3 групповая 77-79 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. 3 групповая 80-82 Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. 3 групповая 83-85 Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. 3 групповая 86-88 Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. 3 комбинированная 89-90 Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. 2 групповая 91-92 Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. 2 групповая 93-94 Контрольные испытания. Учебная игра. 2 групповая 95-96 Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. 2 групповая 97-98 Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. 2 групповая 99-100 Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП 2 групповая 101-103 Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. 2 групповая 104-105 Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. 2 групповая 106-107 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. 2 групповая 108-109 Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. 2 групповая 110-111 Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. 2 групповая 112-113 Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». 2 групповая 114-115 Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. 2 групповая 116-117 Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП 2 групповая 118-119 Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). 2 групповая 120-121 Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. 2 групповая 122-123 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. 2 групповая 124-125 Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. 2 групповая 126-127 Совершенствование техники ведения мяча. 2 групповая 128-129 Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. 2 групповая 130-131 Правила игры и методика судейства. Учебная игра. 2 групповая 132-133 Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП 2 групповая 134-135 История развития баскетбола. Контрольные испытания. 2 групповая 136-137 Совершенствование техники ловли и передачи мяча. 2 групповая 138-139 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. 2 групповая 140-141 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. 2 групповая 142-143 Совершенствование техники бросков мяча. 2 групповая Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. 1 групповая 144 1-ый год обучения: • • • • • • • • Первый год обучения (4 часа в неделю) учебно-тематический план рассчитан на 144 часа; – продолжительность одного занятия 2 часа; в неделю - 2 раза занятие. Структура учебного года следующая: Знание о спортивно-оздоровительной деятельности — 4 часа (оформление, комплектование групп, вводное занятие, знакомство с программой обучения, инструктаж по технике безопасности, собрание детей и родителей); Броски мяча — 22 часа (обучение технике и тактики бросков баскетбольного мяча); Учебная игра — 20 часов (совершенствование игры в баскетбол); Специальная физическая подготовка — 18 часов; Тактическая подготовка — 28 часов (обучение тактики и стратегии выполнения бросков, переводов мяча, психологического настроя); Общая физическая подготовка — 22 часа (выполнение силовых упражнений, направленных на укреплении организма спортсмена); Техника бросков – 30 часов (обучение и совершенствование основных техник игры в баскетбол). Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Учебно-тематический план первого года обучения № 1. 2. Наименование разделов, тем Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов Техническая подготовка спортсмена Количество часов Форма аттестации/контроля всего 1 теория 1 практика - беседа, инструктаж 1 1 - беседа беседа, контрольное тестирование 3. Правила игры и методика судейства 1 1 - 4. Ведение и броски мяча 22 - 22 выполнение упражнений 5. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). 15 - 15 выполнение упражнений 6. Тактическая подготовка 28 5 23 выполнение упражнений 7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и скорости 5 - 5 выполнение упражнений 8. Общая физическая подготовка 22 - 22 выполнение упражнений 9. Специальная физическая подготовка 16 - 16 выполнение упражнений 10. Учебная игра 24 2 22 выполнение игровых ситуаций в игре баскетбол 11. Контрольные испытания 9 - 9 выполнение контрольных упражнений 144 10 134 Итого часов Список литературы для педагогов: 1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г. 2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г. 3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972. 4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г. 5. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г. 6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973 7. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967. 8. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970. 9. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999. 10. Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972. 11. Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г 12. Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.